ФЭНДОМ

Чемпионат Узбекистана по спортивной версии игры «Что? Где? Когда?» — традиционное ежегодное (организуется в конце календарной весны) соревнование знатоков страны, до 2010 г. проводившееся Ташкентской Ассоциацией Лиг «Что? Где? Когда?» (ТАЛ ЧГК), в 2011 г. — клубом «Уз-Лига».

В 2005—2010 гг. победа на чемпионате республики предоставляла путёвку на чемпионат мира (за исключением 2009 г., когда чемпионат мира по ЧГК не состоялся из-за финансово-экономического кризиса). В 2010 г. представитель Узбекистана — команда «Никита Мобайл ТэТэ» — выиграла мировое первенство, получив право участвовать во всех последующих турнирах подобного ранга. Это позволило выставлять от имени страны второго представителя — коллектив, который покажет лучший результат в национальном первенстве, невзирая на результат «НМТТ».

История Править

I (2004) Править

Шаблон:Заготовка раздела Первым чемпионом страны стала команда «Мы» (капитан — Дина Сагадиева).

II (2005) Править

Чемпионат состоялся 30 мая в отеле «Гранд Орзу». Турнирная дистанция состояла из 36 вопросов (3 тура по 12). Захватив лидерство после второго тура, первое место с 16 очками заняла команда «Брюссельские» (капитан — Владимир Клименко), обогнав ближайшего преследователя — команду «Заковат» (капитан — Ганишер Рахматуллаев) на 4 очка. Драматично сложилась судьба лидера по итогам первого тура — команды «ТэТэ» (будущей «НМТТ»). После основных 36 вопросов коллектив делил уже 3-5 место с «Veni Vidi Vici» (капитан — Азизбек Юсуфов) и «Мы» (капитан — Дина Сагадиева), а на перестрелке был дисквалифицирован за нарушение регламента (звонок мобильного телефона у игрока команды).

Состав команды-победителя:
Владимир Клименко (капитан)
Роман Алиев
Мария Скляревская
Рустам Мурзаханов
Михаил Аношкин
Гульнара Асямова
Джасурбек Гайбуллаев
Евгений Полюдов

III (2006) Править

Чемпионат состоялся 14 мая в отеле «Radison SAS». Почётным гостем турнира был Анатолий Вассерман. Турнирная дистанция состояла из 36 вопросов (3 тура по 12). Впервые в истории республиканского ЧГК участвовали знатоки не из столицы — сборная города Навои «Альянс» и команда «Шанс» из города Зафарабада (впоследствии знатоки из Зафарабада участия в республиканском первенстве не принимали). Первое место с 23 правильными ответами неожиданно взяла команда-новичок высшей лиги ТАЛ «7 Hz» (капитан Георгий Шахназаров). Второе место досталось команде «Никита Мобайл ТэТэ» (капитан — Руслан Усманов), третье — «Dream Team» (капитан — Рустам Саид-Аминов). После турнира серебряный и бронзовый призёры приняли решение объединиться.

Состав команды-победителя:
Георгий Шахназаров (капитан)
Лейла Шахназарова
Игорь Аипкин
Антонина Бударина
Герман Стимбан
Сергей Киргизов
Александра Бережная

IV (2007) Править

Финальная часть чемпионата (не считая перестрелки) состоялась 30 мая в отеле «Radisson SAS». Турнирная дистанция состояла из 60 вопросов (5 туров по 12). Вслед за навоийцами впервые попробовали свои силы на республиканском первенстве представители города Зарафшан — команда «Золотые мужики». После вынесения всех вердиктов по апелляциям создалась уникальная ситуация: команды «Veni Vidi Vici» (капитан — Отабек Махкамов), «7 Hz» (капитан — Георгий Шахназаров) и «Никита Мобайл ТэТэ» (капитан — Руслан Усманов) набрали одинаковые 29 очков. Для выявления победителя на 6 мая была назначена перестрелка: дополнительный тур из 12 вопросов. По итогам этого утра с 7 очками выбыла из борьбы «НМТТ», но «7 Hz» и «VVV» вновь показали идентичный результат (8 очков). Лишь перестрелка до первого изменения в счёте отдала пальму первенства команде Георгия Шахназарова, которая стала первым двукратным чемпионом Узбекистана и первой командой, защитившей чемпионский титул.

Состав команды-победителя:
Георгий Шахназаров (капитан)
Лейла Шахназарова
Игорь Аипкин
Антонина Бударина
Александр Райков
Алексей Саркулов
Агзамходжа Ибрагимов

V (2008) Править

Финальная часть чемпионата состоялась 11 мая в отеле «Radisson SAS». Турнирная дистанция состояла из 60 вопросов (5 туров по 12). Отставая к третьему туру от команды «Мистерия» (капитан — Ян Садковский) на 3 очка, команда «Никита Мобайл ТэТэ» (капитан — Руслан Усманов) продемонстрировала резкий спурт, ответив в итоге на 39 вопросов. Коллектив же Яна Садковского вовсе остался без медалей, упустив вперёд не только «НМТТ», но также команды «Мы» (капитан — Дина Сагадиева) и «Veni Vidi Vici» (капитан — Усман Шарифходжаев). В перестрелке из 6 вопросов за серебряные медали успех сопутствовал коллективу Дины Сагадиевой.

Состав команды-победителя:
Руслан Усманов (капитан)
Рустам Саид-Аминов
Игорь Глущенко
Алексей Чолоков
Александр Райков
Анна Алиева
Саидакбар Гофуров
Акрам Икрамов
Абдулазиз Джалилов

VI (2009) Править

Чемпионат состоялся 10 мая в отеле «Марказий». Турнирная дистанция состояла из 60 вопросов (5 туров по 12). Чемпионат ознаменовался первым приглашением легионера мирового класса — Александра Друзя. Но команда «Никита Мобайл ТэТэ» (капитан Рустам Саид-Аминов), которую он представлял, в первом же туре серьёзно отстала от конкурентов и всю игру находилась в роли догоняющего. После разбора апелляций выяснилось, что команда «7 Hz» (капитан — Георгий Шахназаров) удержала первое место с отрывом в 1 очко, дав 33 правильных ответа. «НМТТ» довольствовалась серебряными медалями, а вот бронза неожиданно досталась команде «Брюссельские», которая давно не показывала высоких результатов.

Состав команды-победителя:
Георгий Шахназаров (капитан)
Лейла Шахназарова
Игорь Аипкин
Антонина Бударина
Алексей Саркулов
Максим Соболевский
Никита Макаренко

VII (2010) Править

Финальная часть чемпионата состоялась 30 мая в проектном институте «УзЛИТИнефтегаз». Турнирная дистанция состояла из 60 вопросов (5 туров по 12). Впервые в розыгрыше участвовал представитель Самарканда — команда «Диагноз». За «Никиту Мобайл ТэТэ» (капитан — Рустам Саид-Аминов) вновь выступал Александр Друзь, однако на этот раз коллектив, взяв 44 вопроса, достаточно уверенно занял первое место. Вслед за победителем расположилась команда «Мы» (капитан — Дина Сагадиева), а на третьем месте — впервые пробившаяся на пьедестал неташкентская команда — «Пятница, 14» (капитан — Василий Ломакин), представлявшая город Навои.

Состав команды-победителя:
Рустам Саид-Аминов (капитан)
Игорь Глущенко
Алексей Чолоков
Александр Райков
Александр Друзь
Азизбек Юсуфов
Алексей Акименко
Акрам Икрамов
Абдулазиз Джалилов

VIII (2011) Править

Финальная часть чемпионата состоялась 8 мая в отеле «Узбекистан». Турнирная дистанция состояла из 90 вопросов (6 туров по 15). В розыгрыше приняли участие гроссмейстер телевизионной «Своей игры» Евгений Калюков и обладатель хрустальной совы элитарного клуба Илья Новиков, выступавшие за «Никиту Мобайл ТэТэ» (капитан — Рустам Саид-Аминов). Этот же коллектив одержал победу, набрав 54 очка. Второе место и путёвку на чемпионат мира завоевала команда «Мы» (капитан — Дина Сагадиева). Третье досталось команде «7 Hz» (капитан — Георгий Шахназаров).

Состав команды-победителя:
Рустам Саид-Аминов (капитан)
Игорь Глущенко
Алексей Чолоков
Александр Райков
Евгений Калюков
Илья Новиков
Алексей Акименко
Акрам Икрамов
Абдулазиз Джалилов

IX (2012) Править

Прошёл 5—6 мая в Ташкенте в отеле «Узбекистан». Турнирная дистанция состояла из 90 вопросов (6 туров по 15). В рамках турнира прошли также первенства по брейн-рингу и «своей игре». Призёры ЧГК: 1. НМТТ, 2. «Мы», 3. «Пахтакор».

Состав команды-победителя:

Рустам Саид-Аминов (капитан)
Алексей Акименко
Хаким Батыралиев
Игорь Глущенко
Абдулазиз Джалилов
Евгений Калюков
Алексей Чолоков
Усман Шарифходжаев

Лучшие команды Править

Команда Чемпионы 2-е место 3-е место
Никита Мобайл ТэТэ 4 (2008, 2010, 2011, 2012) 2 (2006, 2009) 1 (2007)
7 Hz 3 (2006, 2007, 2009) - 1 (2011)
Мы 1 (2004) 4 (2008, 2010, 2011, 2012) -
Брюссельские 1 (2005) - 1 (2009)
Veni Vidi Vici - 1 (2007) 2 (2005, 2008)
Заковат - 1 (2005) -
Пятница, 14 - - 1 (2010)
Dream Team - - 1 (2006)
Пахтакор - - 1 (2012)
 ??? - 1 (2004) -
 ??? - - 1 (2004)

Интересные факты Править

  • Единственный обладатель медалей чемпионата Узбекистана всех достоинств — Рустам Саид-Аминов, причём они были выиграны за три различные команды («Заковат», «Dream Team», «Никита Мобайл ТэТэ»).
  • Первое участие Александра Друзя в чемпионате Узбекистана пришлось на его 54-й день рождения.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики